Как вступить в брак?

Дата и время публикации: 01.04.2024, 15:44
Если заключаемый вами брак первый для вас и вашей второй половины

Регистрация заключения брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления (день приема не входит в срок оказания государственной услуги).

Подать заявление на регистрацию брака можно:

1. На портале egov.kz.

Для этого необходимо:

  1. получить ЭЦП (электронную цифровую подпись) для обоих супругов, т.к. при проведении регистрации брака ваша вторая половина должна подтвердить согласие на регистрацию брака на портале посредством ЭЦП;
  2. авторизоваться и подать заявление;
  3. оплатить госпошлину в размере 1МРП с помощью банковской карты. Советуем вам предварительно обратиться в обслуживающий вас банк и узнать, поддерживает ли ваша карта интернет-платежи, и, в случае необходимости, подключить данную услугу.

Срок оказания услуги: 1 рабочий день.

Конечный результат оказания услуги:

1) свидетельство о государственной регистрации заключения брака (супружества), повторное свидетельство о заключении брака (супружества) с внесенными изменениями, дополнениями и исправлениями;

2) мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.

Для подачи заявки в электронном формате перейдите на сайт egov.kz.

2. В отделение РАГС г. Алматы по месту регистрации одного из будущих супругов.

Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  1. заявление о вступлении в брак;
  2. документы, удостоверяющие личность обоих супругов (для идентификации);
  3. документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 1 МРП. 

Конечный результат оказания услуги: получение свидетельства о государственной регистрации заключения брака либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги на бумажном носителе при предъявлении документа, удостоверяющего личность.


Если ранее вы состояли в браке

Если заключаемый брак для вас или  вашей второй половины не является  первым, вы можете подать заявление на регистрацию брака в отделение РАГС г. Алматы по месту регистрации одного из будущих супругов.

Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  1. документы, удостоверяющие личность обоих супругов;
  2. документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 1 МРП
  3. сведения о заключении предыдущего брака (дату и место регистрации), на котором имеется отметка о его прекращении.

В случае отсутствия соответствующей отметки о прекращении предыдущего брака (супружества) лица, желающие вступить в брак (супружестве) сообщают регистрирующему органу сведения о прекращении предыдущего брака: об актовой записи о расторжении брака (супружества), смерти супруга (дату и место регистрации) или о решении суда о расторжении брака (супружества), решении суда о признании брака недействительным, объявления одного из супругов умершим или признания безвестно отсутствующим с отметкой о вступлении в законную силу (дата и место вынесения решения, дата вступления в законную силу) зарегистрированных (вынесенных) на территории Республики Казахстан.

Конечный результат оказания услуги: получение свидетельства о государственной регистрации заключения брака либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги на бумажном носителе при предъявлении документа, удостоверяющего личность.


Если возраст одного из супругов не достиг 18 лет

Согласно законодательству РК, если лицо, пожелавшее вступить в брак, не достигло 18 лет, брак не может быть зарегистрирован. В исключительных случаях брачный возраст может быть снижен до 16 лет – при наличии беременности у несовершеннолетнего лица или рождении ребенка.

Подать заявление на регистрацию брака  можно в РАГС г. Алматы  по месту регистрации. Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  1. заявление на регистрацию брака;
  2. заявление о снижении брачного (супружеского) возраста (в установленной форме). Государственная регистрация заключения брака (супружества) лиц, не достигших брачного возраста, допускается на основании заключения регистрирующего органа о снижении брачного (супружеского) возраста или отказа. Заявление подается родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения брачного (супружеского) возраста.
  3. документы, удостоверяющие личность обоих заявителей;
  4. документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 1 МРП;
  5. документы, подтверждающие необходимость снижения брачного возраста – справка врачебно-квалификационной комиссии о беременности или копии свидетельства о рождении и об установлении отцовства общего ребенка (оригинал для идентификации);
  6. согласие законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) несовершеннолетних (-его) лиц (-а), вступающих (-его) в брак;
  7. документы, удостоверяющие личность родителей несовершеннолетнего (их).

По результатам рассмотрения, вышеуказанных документов регистрирующим органом принимается решение о снижении брачного (супружеского) возраста либо об отказе.

Конечный результат оказания услуги: получение свидетельства о государственной регистрации заключения брака (супружества) либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги на бумажном носителе при предъявлении документа, удостоверяющего личность.


Условия, при которых брак не может быть зарегистрирован
  1. Если оба лица одного пола.
  2. Если желающие вступить в брак являются близкими родственниками (родители, дети, полнородные и неполнородные сестры, братья, дедушка, бабушка, внуки, опекуны, усыновленные и удочеренные дети).
  3. Если один из заявителей состоит в браке.
  4. Между лицами, хотя бы одно из которых признано недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия по решению суда, вступившему в законную силу (в соответствии со ст. 11 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»). 

Регистрация брачного договора

Согласно законодательству Республики Казахстан, будущие супруги имеют право официально зарегистрировать не только семейные, но и имущественные отношения, условия которых должен отражать письменный брачный договор (контракт). Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В соответствии с п. 6 статьи 22 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», брачный договор подлежит регистрации в органах юстиции если брачным договором установлен режим долевой или раздельной собственности на недвижимое имущество супругов.

Для регистрации брачного договора вам необходимо предоставить следующие документы:

  1. документы, удостоверяющие личность обоих супругов;
  2. свидетельство о браке (если он уже зарегистрирован); 
  3. правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость. 

Примечание!

Согласно ст. 41 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», брачный договор можно заключить как во время брака, так и до вступления в него. 


Если ваша половинка не является гражданином (-кой) Республики Казахстан

Заключение брака на территории Республики Казахстан

Иностранцы, проживающие в Республике Казахстан, могут заключать и расторгать браки с гражданами Республики Казахстан и другими лицами, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан. Регистрация брака между казахстанским гражданином и иностранцем производится по общим правилам в органе юстиции с учетом некоторых особенностей.

При подаче заявления в регистрирующий орган должны быть предъявлены следующие документы, удостоверяющие личность:

  1. справку о брачной правоспособности (апостилированная/легализованная, с переводом на русский или государственный язык);
  2. иностранец, постоянно проживающий в Республике Казахстан, - вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
  3. лицо без гражданства, постоянно проживающее в Республике Казахстан, - удостоверение лица без гражданства с отметкой органов внутренних дел Республики Казахстан о регистрации по месту жительства;
  4. Иностранец или лицо без гражданства, временно пребывающее в Республике Казахстан, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, выданный компетентными органами страны, гражданином, которого является иностранец или государства постоянного проживания лица без гражданства и нотариально засвидетельствованный перевод их текста на казахском или русском языке.

Верность перевода текста документов, удостоверяющих личность иностранца, лица без гражданства, может быть засвидетельствована в дипломатическом представительстве или консульском учреждении либо во внешнеполитическом ведомстве государства, гражданином которого является иностранец, или государства постоянного проживания лица без гражданства.

Наряду с предъявлением документов, удостоверяющих личность, представляют нотариально засвидетельствованный перевод их текста на государственном или русском языке.

В случае необходимости - разрешение на брак (супружество) от компетентного органа государства, гражданином которого он является.

При необходимости сокращения или продления срока регистрации брака (супружества) установленного законодательством дополнительно представляется документ, подтверждающий основания сокращения срока: справка врачебно-квалификационной комиссии о беременности, справка о состоянии здоровья, справки, подтверждающие другие особые обстоятельства.

Законодательство некоторых государств признает действительными браки граждан своих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства. В связи с этим регистрирующий орган при приеме заявления выясняет у будущих супругов требуется ли получение такого разрешения.

Согласно п. 2 ст. 228 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», если разрешение компетентного органа на брак (супружество) требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, то иностранец должен представить такое разрешение одновременно с подачей заявления о вступлении в брак. При отсутствии такого разрешения регистрирующий орган при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак в в первую очередь гражданину (гражданке) Республики Казахстан, что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является лицо, с которым он вступает в брак. Если, несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на государственной регистрации заключения брака, этот брак должен быть зарегистрирован.

Признание браков, заключенных за пределами территории Республики Казахстан

Гражданин (-ка) Республики Казахстан может заключить брак с иностранкой (-цем) за пределами Республики Казахстан в компетентных органах иностранного государства по законодательству этого государства. В соответствии с законодательством, брак между гражданами Республики Казахстан и иностранцами или лицами без гражданства, заключенный за пределами республики с соблюдением законодательства государства, на территории которого он заключен, признается действительным в Республике Казахстан. Необходимости перерегистрировать или каким-либо образом подтверждать на территории другого государства брак, заключенный в Казахстане, не имеется. Достаточным подтверждением будет являться свидетельство о заключении брака с апостилем и переводом на соответствующий язык.


Справка о брачной правоспособности

Справка о брачной правоспособности по форме выдается гражданам, постоянно проживающим либо ранее проживавшим на территории Республики Казахстан, для государственной регистрации заключения брака за пределами Республики Казахстан.
Проверка наличия актовой записи о государственной регистрации заключения брака производится с шестнадцатилетнего возраста, если лицо до выезда за пределы Республики Казахстан постоянно проживало в одной административно-территориальной единице, в ином случае справка выдается с момента проживания на данной территории.
Для получения справки о брачной правоспособности дополнительно прилагаются копии свидетельства о расторжении брака или свидетельства о смерти супруга (супруги), если услугополучатель состоял в браке.

Повторное свидетельство выдается лицам, в отношении которых составлена соответствующая актовая запись, а также лицу, письменно (нотариально удостоверенная доверенность) уполномоченному представлять интересы этих лиц (доверителей).

Документы, которые выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением иностранного государства либо специально на то уполномоченным лицом, в пределах его компетенции, скрепленные гербовой печатью иностранного государства, принимаются только после прохождения процедуры специального удостоверения (легализации либо апостилирования).


В случае утери свидетельства о браке

Вы можете получить повторное свидетельство или справку о регистрации заключения брака:

1. На портале egov.kz.

Для этого необходимо:

  1. получить ЭЦП (электронную цифровую подпись) для обоих супругов;
  2. авторизоваться и подать заявление;
  3. оплатить госпошлину с помощью банковской карты. Советуем вам предварительно обратиться в обслуживающий вас банк и узнать, поддерживает ли ваша карта интернет-платежи, и, в случае необходимости, подключить данную услугу.

Срок оказания услуги: 1 рабочий день.

Конечный результат оказания услуги: уведомление о приеме электронного заявления, в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП уполномоченного лица услугодателя либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги в форме электронного документа.
Для подачи заявки в электронном формате перейдите на сайт egov.kz.

Важно знать!

При истребовании повторных свидетельств или справок о регистрации актов гражданского состояния из-за рубежа необходимо обращаться к услугодателю.

Сумма государственной пошлины взимается в следующих размерах:

  1.  за регистрацию заключения брака - 1 (один) МРП;
  2. за выдачу свидетельства в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи акта о заключении брака (супружества) - 0,5 МРП.

2. В отделение РАГС г. Алматы по месту регистрации одного из будущих супругов.

Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  1. заявление о выдаче повторного свидетельства (справки) о рождении, заключении брака, расторжении брака, установлении отцовства (материнства), усыновлении (удочерении), перемене фамилии, имени, отчества, смерти и справки о брачной правоспособности по форме, исходя из вида документа, который необходимо получить услугополучателю;
  2. документ, удостоверяющий личность (для идентификации);
  3. документ, подтверждающий уплату в бюджет государственной пошлины или копия документа, являющийся основанием для предоставления налоговых льгот, за исключением оплаты через ПШЭП;
  4. нотариально удостоверенная доверенность, в случае обращения представителя услугополучателя.